Жить с достоинством. Что это значит?

Ход  классного  часа.

I.   Постановка  темы  и  цели  классного  часа.

- Что  такое    достоинство  личности? Что значит жить с достоинством?

-  Ответить  на  этот  вопрос и  легко, и  сложно  одновременно.

- Какие достоинства есть у вас?

- У вас есть друзья? Попробуйте  перечислить  достоинства  вашего ближайшего  друга.  Возможно, вы  вспомните  про  его  надёжность,  верность,  доброту, честность,  ум,  эрудицию  и  многое  другое.  То  есть достоинство – это  какое-либо  положительное  качество.

- Чьи достоинства вам легче было перечислить?  

II Тема нашего сегодняшнего разговора: «Жить с достоинством. Что это значит?»

- А  теперь  посмотрим  на  это  слово  в  другом  контексте: «человек  держится   с  достоинством»,   он считает  ниже  своего достоинства  делать  это».  Услышав  такое   о  человеке,  нетрудно  представить,  что  он  уважает  себя  и  невольно  тем  самым  побуждает    окружающих  относится  к  нему  с  уважением.

Достоинство -  совокупность  высоких  моральных  качеств, а  также  уважение  этих качеств  в  самом себе.

Честь – внутреннее, нравственное  достоинство   человека,  честность,  благородство   души   и  чистая  совесть.

- Сегодня мы проведем мини-исследование «Что значит быть достойным человеком?»

 1).  Вирус  сквернословия.

- Что отличает человека от животного мира? (Речь)

- Мы с вами постоянно общаемся. Но что происходит с нашей речью сегодня?

Анализ - самообследование: - Вы сегодня общались со многими людьми? Вспомните слышали ли вы ненормативную лексику сегодня в течение дня и сколько раз?

(Анализ ответов)

- Добавляет ли человеку  достоинства  сквернословие? Что вы думаете о ненормативной лексике?

 - Сегодня  нередко  можно  встретить   людей,  которые  уже  не  ругаются,  а  разговаривают  матом. А  между  тем   эта  вредная  привычка- сквернословие – очень   опасна  для  здоровья  человека.  Причём  вредно  не только говорить,  но  и  слушать    матерные  слова.  Учёные   провели  такой  эксперимент:  возле  семян  растения  арабидопсис  они  долгое  время  произносили  матерные  слова.  В  результате  почти  все   растения  погибли, а  те, которые  выжили,  стали  генетическими  уродами.  Влияние  матерных   слов   учёные  сравнили  с  радиоактивным  облучением  в  тысячи  рентген.

- Какая же речь должна быть у подростка, сохраняющего честь и достоинство? 

2). Упражнение «Марионетка». Обсуждение:

- Что чувствовали  во время игры, когда были в роли куклы?

- Понравилось ли быть куклой в чужих руках?

- Хотелось ли что-либо сделать самому?

- При­ятно ли быть в зависимости от чужой воли?

3). Работа в группах с ассоциациями.

- Назвать ассоциации к словам «зависимость» (страх, тревога, мрачный вид, слабоволие, не целеустремлённость) и «независимость» (сила, уверенность, ответственность, решитель­ность, самостоятельность и т. д.).

- Каковы преимущества людей независимых, свободных, самостоятельных, ответственных?

III. «Голос совести» разговор по кругу.

Дети разделены на три группы. Каждой группе предлагается  ситуация.

Первая группа выражает свое мнение о том как  поступит в данной ситуации. Вторая группа - как чаще всего поступают в жизни. Третья группа - какие качества достоинства и недостатков проявляются в ситуации.

Ситуация первая

Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние пять рублей. Как вы поступите?

Ситуация вторая

Еще одна ситуация. Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но соседке учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил трех грубых ошибок, которые увидел в ее тетради. Ваши действия?

- Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы, а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о человеке.

- Чувство человеческого достоинства - это уважение самого себя, умение дорожить своей личной честью, своим именем; чуткость к оценке собственного, поведения, стремление к нравственному совершенствованию, желание сегодня сделаться лучше, чем вчера.

IV. Игра «Чего нужно стыдиться?»

- А теперь поговорим о противоположных понятиях. Бесстыдство, наглость, нахальство. Это опасные пороки души. Бесстыжему человеку сначала безразлично, что о нем думают люди, а потом ему становится безразличной собственная судьба.

- Чего же, по-вашему, нужно стыдиться в жизни и почему?

- Поиграем в игру. Я буду читать слова, а вы отвечать «стыдно» или «не стыдно», поднимая карточки. Если стыдно – поднимаем карточку красного цвета, если не стыдно – синего.

(Учитель зачитывает:)

  • физические недостатки;
  • некрасивые поступки;
  • поношенная, но аккуратная одежда;
  • старомодная одежда;
  • неряшливый вид;
  • не престижная работа родителей;
  • твое «простое» происхождение;
  • невежество, необразованность, безграмотность;
  • вульгарная внешность;
  • грубое, бездушное отношение к людям,
  • воровство;
  • предательство друга.

- Я очень рада, что вы правильно определили, чего нужно стыдиться. Хотелось бы, чтобы и в жизни ваша внутренняя судья - совесть - так же хорошо помогала вам различать добро и зло.   

V. Работа в группах. А теперь попробуем составить портрет человека живущего с достоинством. Перед вами есть карточки со словами, обозначающими, те или иные достоинства человека. Выберите и прикрепите к доске те, что относятся к человеку достойному. (Карточки: совесть, независимость, оскорбляет других, отсутствие сквернословия, он – нытик и хлюпик, не брезгует воровством, уважает себя и других, умеет за себя постоять,  патриот своей страны,  заботится о родных и близких,  умеет дружить, ябедничает и сплетничает, умеет работать, держит слово, жадина и бездельник, живет за чужой счет, честен всегда, попрошайничает, защищает слабых, вежлив.)

-  Итак, что у нас  получилось? Жить с достоинством и быть достойным человеком… (учитель читает элементы портрета) 

VI. Рефлексия. - Это высокие качества и им нужно учиться, думаю, каждый приложит усилия, чтобы быть достойным человеком и последует моим советам.

- Видите, все названные вами качества являются нравственными ценностями человека. Жить, ориентируясь на эти ценности, - это и значит жить с достоинством.

VII. Итог.

- Я благодарю вас за работу. Ребята, я хочу вам пожелать, чтобы достоинство, честь и совесть стали мерилом всех ваших поступков. 

Открытие сайта!
Сегодня наш сайт создан и постепенно будет пополняться полезной информацией.