Научно-методическая деятельность
«Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит ее находить»
Дистервег.
За основу реализации использованных мною программ взяты: линия УМК Макарычева Ю.Н. Алгебра (7-9); УМК А.В. Погорелов Геометрия (7-9). Выбор основан на анализе образовательных потребностей учащихся и их родителей, цели школы. В соответствии с законом «Об образовании» основной целью школы является обеспечение высокого уровня преподавания предметов учебного плана, соответствующего условиям государственных стандартов образования и требованиям современного информационного общества:
-Соответствие УМК возрастным и психологическим особенностям учащихся;
-Соотнесенность с содержанием государственной итоговой аттестации;
-Завершенность учебной линии;
-Обеспечение преемственности образовательных программ на разных ступенях обучения.
Для работы мною разработаны следующие рабочие программы и календарно-тематическое планирование:
Рабочая программа по математике 6 класс.
Рабочая программа по алгебре 7 класс.
Рабочая программа по геометрии 7 класс.
Рабочая программа по факультативу «Живая математика»
Так как я обучаю ребят на дому, то для них так же разработаны программы по разным предметам:
Рабочая программа по алгебре 9 класс (обучение на дому)
Рабочая программа по информатике 9 класс(обучение на дому)
Рабочая программа по физике 9 класс (обучение на дому)
С целью повышения образовательного уровня, улучшения качества знаний, развития мотивации учащихся к предмету математики, эффективности образовательного и воспитательного процесса в своей профессиональной деятельности я использую современные образовательные педагогические технологии:
1. Игровые технологии
-Игровые формы обучения на уроках создают возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса;
- В игре заложены огромные воспитательные и образовательные возможности;
- В процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира;
- Игра развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки;
- Игры очень хорошо уживаются с “серьезным” учением;
- Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала;
- Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.
- Игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.
Известный французский ученый Луи де Бройль утверждал, что все игры (даже самые простые) имеют много общих элементов с работой ученого. В игре привлекает поставленная задача и трудность, которую можно преодолеть, а затем радость открытия и ощущение преодоленного препятствия. Именно поэтому всех людей, независимо от возраста, привлекает игра.
Назначение игр на уроках математики – развитие познавательных процессов у школьников (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности и др.) и закрепление знаний, приобретаемых на уроках.
Характерным для каждой игры является, с одной стороны, решение различных дидактических задач: уточнение представлений о числе или в целом о математическом понятии и его существенных особенностях, развитие способности замечать сходство и различие между ними и т.д. В этом смысле игра носит обучающий характер.
С другой стороны, неотъемлемым элементом игры является игровое действие. Внимание ученика направлено именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя выполняет обучающую задачу.
В настоящее время наука педагогика внесла большой вклад в развитие и разработку проблемы игры в школе, по-новому подошла к решению многих вопросов: придала исключительное значение содержанию игры, признала настоятельной необходимостью использование игровых технологий при изучении всех предметов в школе, что дает возможность учителям использовать новые методы преподавания и нетрадиционные формы уроков, повышающие интерес учащихся к учебе и эффективность учебных занятий.
2. Здоровьесберегающие технологии
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии, – регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало – конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся.
Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного труда. Не всем учащимся легко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах как на местах, так и у доски, где ведомый, более “слабый” ученик чувствует поддержку товарища. Хорошим антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. При оценке такой работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика. В конце урока нужно обсудить не только то, что усвоено нового, но выяснить, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить.
Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4–7 смен видов деятельности на уроке.
На уроках провожу физкультминутки которые органически вплетаются в канву урока. Так, например, при изучении положительных и отрицательных чисел ученики познакомились с определениями и провели первичное закрепление материала. Для выяснения усвоения всеми ребятами нового материала я предлагаю во время физкультминутки следующее упражнение: ученики встают, руки на талии; задание: если я назову положительное число, ученики делают наклоны (или повороты) вправо; если отрицательное – влево.
3. Информационные технологии.
В своей педагогической практике наряду с традиционными методами, я использую информационные технологии обучения с целью создания условий выбора индивидуальной образовательной траектории каждым учащимся, я стремлюсь вдохновлять учеников на удовлетворение их познавательного интереса, поэтому главной своей задачей считаю создание условий для формирования мотивации у учащихся, развитие их способностей, повышение эффективности обучения.
Процесс организации обучения школьников с использованием ИТ позволяет:
- Сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров;
- Эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся свободно осуществлять поиск необходимого школьникам учебного материала в удаленных базах данных благодаря использованию средств телекоммуникаций, что в дальнейшем будет способствовать формированию у учащихся потребности в поисковых действиях;
- Осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (моделирование, метод проектов, разработка презентаций, публикаций и т.д.), развивая тем самым у школьников творческую активность.
Итак, использование информационных технологий повышает мотивацию обучения, в частности, обучения математике. Тем самым педагогические воздействия становятся менее авторитарными, более демократичными. Компьютерные технологии отличаются направленностью на личность школьника. В их основе отсутствует принуждение, оно заменяется уважением к самостоятельности учащегося.
Использование информационных технологий позволяет достичь свободы творчества участников педагогического процесса: ученика и учителя. Педагог учит, воспитывает, но и стимулирует ученика к развитию его задатков, развивает потребность к самостоятельной работе.
Урок – это основная форма организации обучения. Поэтому он должен быть продуман во всех деталях, чтобы они следовали одна за другой, чтобы учащиеся понимали, почему, что и зачем они делают на уроке.
Хочу сразу сказать, что ИТ могут применяться на уроках математики различных типов, а также на различных этапах урока, хотя невозможно каждый урок математики проводить с использованием ИТ.
При проведении уроков математики я использую мультимедийные презентации. На таких уроках реализуются принципы доступности, наглядности. Уроки эффективны своей эстетической привлекательностью, Урок-презентация тоже обеспечивает получение большего объема информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду (обычная школьная доска не может вместить тот объем, который можно поставить на слайд).
Я использую презентацию для устных упражнений. Работа по готовому чертежу способствует развитию конструктивных способностей, отработке навыков культуры речи, логике и последовательности рассуждений, учит составлению устных планов решения задач различной сложности. Особенно хорошо это применять в старших классах на уроках геометрии. Можно предложить учащимся образцы оформления решений, записи условия задачи, повторить демонстрацию некоторых фрагментов построений, организовать устное решение сложных по содержанию и формулировке задач.
Презентации удобно использовать и во внеклассной работе при проведении различных конкурсов, игр. Это и демонстрация портретов математиков, и рассказ об их открытиях, и иллюстрация практического применения теорем в жизни.
Использование ИТ дает возможность для:
- Повышения мотивации обучения;
- Индивидуальной активности;
- Направленности на личность школьника;
- Формирования информационной компетенции;
- Свободы творчества;
- Интерактивности обучения.
Урок обобщение «Распределительное свойство умножения» 6 класс.
Урок «Прямой и развернутый углы. Чертежный треугольник» 5 класс.
4. Технология геометрии и оригами.
Геометрия как часть школьного курса математики занимает особое место в системе образования в силу своих познавательных, развивающих функций.
Вместе с тем изучение геометрии в школе связано с рядом трудностей. У многих школьников достаточно быстро пропадает интерес к изучению геометрии. Им приходится заучивать малопонятные определения, доказывать очевидные, на их взгляд, вещи, решать задачи на отработку формальных определений.
Моя задача, как учителя геометрии:
-развивать интерес к предмету через практическое применение геометрических фигур;
-создать процесс изучения геометрии более доступным, занимательным и творческим;
-облегчить условие изучения геометрии.
А решение этих задач я нашла в применении технологии интеграции геометрии и оригами.
Суть данной технологии заключается в том, что на основе бумажных моделей происходит изучение геометрических фигур и их свойств, проводится анализ готовой бумажной поделки, ее частей. Технология позволяет на уроках использовать высшую степень принципа наглядности – принцип моделирования. Возможно использование данной технологии на уроках математики в 5-6 классах и на отдельных уроках геометрии в 7-8 классах.
Применить можно на разных типах уроков я покажу на нескольких из них. Подробно Мастер – класс «Технология интеграции геометрии и оригами»
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка подписчиков ютуб